Павел Тонквид

Павел Тонквид. Развиваем музыкальный слух

Если родители хотят, чтоб их ребёнок имел музыкальные способности, нужно их развивать. О том, как это сделать нам расскажет педагог – методист, выпускник РАМ им. Гнесиных – Mr. Sax Sound – саксофонист и бэндлидер Павел Тонковид.

Добрый день, Павел, скажите, пожалуйста, я мама двух дочерей, старшей 6 лет и младшей 4 года, с чего мне, да и всем родителям, лучше всего начинать развитие музыкального слуха?

Павел: В своей музыкально-педагогической деятельности я исхожу из того видения, что музыка- это определённый эмоционально-психологический язык и осваивать его надо примерно так же, как ребёнок осваивает свой родной язык. Во-первых, как можно раньше, с того момента, как человек начинает различать звуки, а во-вторых – в определённой разумной последовательности. Поэтому самым логичным будет начинать развитие музыкального слуха с его формирования.

Итак, 3 несложных шага:

На первом этапе нам нужно сформировать музыкальный кругозор ребёнка – даём ему слушать песни или музыку, с которой ему будет легко себя ассоциировать . Песни из советских мультиков, спетые «детскими голосами» – «В траве сидел кузнечик», «Чунга – Чанга», «Ничего на свете лучше нету», «Голубой вагон», «Пусть бегут неуклюже», «Облака – белогривые лошадки», «Если с другом вышел в путь», «Антошка», «Папа может», «Жили у бабуси», «Ёжик резиновый» и другие. Желательно, чтобы песни были мелодичными и на родном языке (это не обязательно, я часто использую музыку Beatles). Важно целенаправленно формировать музыкальный круг (а впоследствии вкус, культуру) ребёнка, вместо того чтобы набивать его голову непонятной музыкой из импортных мультсериалов, рекламы и компьютерных игр. Желательным результатом является формирование круга любимых песен, которые он слушает чаще, пытается петь и танцевать с ними.

Павел, а когда можно переходить ко второму этапу развития музыкального слуха?

Павел: Ко второму этапу можно переходить, когда ребёнок может выполнять небольшие задания – например, рисовать или лепить – это значит что есть нужная концентрация внимания (обычно 3-4 года). Здесь понадобится инструмент, желательно фортепиано (хорошо настроенное).

На что лучше всего акцентировать внимание во время занятий на фортепиано?

Павел: Нужно выбрать самую лёгкую из любимых песен и попытаться подобрать её в лёгкой тональности. Поначалу ребёнку нужно помогать, заниматься недолго – по несколько фраз, желательно, регулярно и акцентировать внимание на успехах: «Видишь, сегодня уже гораздо лучше получается» или «Сегодня ты можешь сыграть больше, чем вчера». Я обычно начинаю с «В траве сидел кузнечик» в Am (ля-миноре) и прошу подбирать указательными пальцами правой и левой руки. Так нужно подобрать несколько самых лёгких и любимых песен. Обычно на это уходит 2-3 месяца. Торопиться не нужно, гораздо лучше получать удовольствие от совместного общения – игры.

Павел, насколько усложняется программа обучения на третьем этапе?

Павел: На третьем этапе нужно попросить ребёнка подобрать первую песню от другой ноты (сначала тоже белой). Дальше нужно постепенно подбирать новые песни и играть их от разных клавиш (сначала белых, а потом – чёрных). Когда количество песен достигнет 10 и ребёнок сможет самостоятельно, пусть и с ошибками, играть их от разных клавиш – слух сформирован, и вы можете оставить это упражнение и заняться развитием других навыков, например, ритмических или импровизационных. Обычно 2 и 3 этап по времени требуют примерно 6 месяцев. После этого вся музыка, которую слышит ребёнок, будет ложиться на сформированный слух, который будет развиваться самостоятельно. Результаты детей очень вдохновляют.

Мы пообщались с ведущим специалистом в области музыкального образования детей Павлом Тонковидом. В следующем номере мы расскажем вам о том, как раскрепостить ребёнка и научить импровизации.

Спец. корреспондент Майорова Евгения


Анонс:

Если рассматривать музыку, как эмоциональный язык, то импровизация – это просто общение.

Общаться на языке музыки, сочинять в процессе исполнения – кому-то это может показаться сложным. Но только не детям. Они не знают, что это сложно, ответственно. Они и слова-то эти не очень понимают, но зато с удовольствием отдаются игре. А импровизация это и есть игра. И тут детям нет равных. О том, как это сделать – в следующей статье.

©Журнал «Музыкальная дорожка»
«При копировании материала ссылка на источник обязательна!»