Есть музыканты, прекрасно играющие по нотам. Многие умеют играть и без нот – на слух. Есть композиторы, которые сначала сочиняют музыку, а потом записывают ее нотами, и музыканты, которые прекрасно играют по нотам, исполняют её. Но есть ещё другие исполнители. Они не носят с собой нот, не учат пьесы наизусть. Они приходят на концерт, и ждут своего соло. А когда руководитель взглядом дает им знать: «Сейчас ты», — они играют прекрасную музыку, которая рождается на глазах у публики. Это волшебники «здесь и сейчас». Называются они импровизаторы. Для многих то, что они делают – тайна за семью печатями. Как начать импровизировать и развить нужные навыки в себе или своих учениках, расскажет педагог-методист, выпускник РАМ им. Гнесиных – Mr.Sax Sound – саксофонист и бэндлидер Павел Тонковид.
Здравствуйте, Павел. Рады новой встрече с вами. Что же такое импровизация?
Это сочинение в процессе исполнения. И не только музыки. В качестве примера рассмотрим обычное для нас общение, нам всем это состояние хорошо знакомо. Когда мы общаемся, мы просто обсуждаем какую-то тему. Каждый высказывает свои мысли, соображения. И этот процесс выглядит так: мысль появилась – мы её сразу озвучиваем. Не обдумывая, не записывая – свободно и естественно. Что для этого нужно? Не так уж и много. Нужно, чтобы было что сказать — сама мысль (предслышание). Способность правильно озвучивать свою мысль (координация). Тоже самое происходит и в музыке. Умение слышать других музыкантов, предугадывать их мысли и поддерживать их «разговор» (взаимопонимание). Свободное и раскованное состояние, вот та цель, которая делает процесс игры естественным.
Павел, расскажите пошагово, как необходимо развивать импровизацию, какие ключевые моменты?
По сути, импровизация – это сочинение маленьких мелодий-слов, в джазе они называются «фразы». Потом из этих фраз строятся предложения. На первом этапе важно получить осмысленность, управляемость в построении фраз (пусть самых маленьких и простых). Строя из них предложения, уже можно что-то кому-то рассказать или начать «разговор».
Как начать импровизировать?
Вариантов много. Например, писать разные соло и оставлять в них свободные места для заполнения в процессе исполнения (подходит больше для опытных музыкантов). Или «круги на воде» — исполнитель берёт произвольный звук и, пробуя ноты, находящиеся рядом, сочиняет мелодии из тех, которые, на его взгляд, лучше подходят (любимый способ начинающих). Для работы с учениками мне больше всего нравится метод «диалог», или «вопрос-ответ». Он крайне эффективен, подходит практически для любого возраста и музыкального уровня и в простой
игровой форме даёт отличные результаты.
И в чём он заключается?
Для начала нужен простой аккомпанемент в тональности без знаков (используем клавиши с автоаккомпанементом или минусовки) и человек, который мог бы играть простые осмысленные фразы (здесь ничего не поделаешь – мы учимся говорить в процессе общения с теми, кто говорить уже умеет). Далее следует очень простой первый шаг (развитие предслышания – сочинение коротких фраз-мелодий в голове). Ученику надо показать 1-2 белых клавиши, включить аккомпанемент и играть с ним по очереди, одну фразу (осмысленную) – педагог, другую – ученик. Фразы ученика, сыгранные со смыслом, надо похвалить.
Это если один ученик, а если будет целая группа?
Если работать с группой, то первый шаг лучше сделать у фортепиано. Играть учащиеся должны по очереди – по схеме педагог ученик педагог. Педагог должен дать разные по высоте ноты, чтобы ученикам было удобнее стоять у инструмента. Через какое-то время они смогут играть друг с другом. Этим не нужно заниматься много, а ровно столько, пока есть интерес. Но желательно регулярно. Для разнообразия гармонию и ритм аккомпанемента лучше менять.
Что бы вы посоветовали начинающим импровизаторам?
Больше слушать хороший джаз и импровизационную музыку. Особо обращать внимание на соло музыкантов, играющих на вашем инструменте. Играть не только то, что другие играли, но и то, что подсказывает внутренний голос. Сделать великолепное продолжение для нечаянно нажатой ноты. Укладывать свою музыку в ритм, то опережая, то запаздывая. Пробовать играть любимые мелодии, приукрашивая, изменяя их. Сначала – сольно, потом под минус.
А что бы вы посоветовали педагогам?
Объяснить ученикам, что от игры, прежде всего, надо получать удовольствие. Самый простой и естественный способ научить человека импровизации – через игровое отношение к ней. Недаром ведь говорят – игра на музыкальных инструментах. Потому что в игре не бывает ошибок, а только удовольствие. Не надо долго терпеть и сильно стараться для достижения результата, ведь игра – это уже и цель, и результат. Настоящая игра – это не процесс, это состояние. То искомое состояние, которое делает и импровизацию, и музыку, и жизнь естественной и безусильной. Импровизация – как общение, как игра – является для начинающих музыкантов хорошим мостиком для входа в состояние исполнительства, снятия зажимов, боязни сцены и развития музыкальности и раскованности.
С вами был педагог-методист, выпускник РАМ им. Гнесиных – Mr. Sax Sound – саксофонист и бэндлидер Павел Тонковид. В следующем номере мы поговорим о том, как развить навык предслышания для более быстрого освоения инструмента и способности к импровизации.
Беседовала Евгения Майорова
©Журнал «Музыкальная дорожка»
«При копировании материала ссылка на источник обязательна!»